"Лебединое озеро" - визитная карточка не только русского балета, но и всей отечественной культуры. Для артистов ведущие партии в спектакле - показатель класса и профессионального мастерства. Для зрителей "Лебединое озеро" в исполнении звезд - возможность раз за разом наслаждаться подлинным искусством балета.
В 2017-м году на Новой сцене Большого театра состоялась премьера оперы Мечислава Вайнберга "Идиот". Это последнее оперное сочинение композитора, написанное им в 1986 году, жанр можно определить как литературная опера. Либретто на основе романа Достоевского написал Александр Медведев.
Балет можно любить просто за красоту. На Исторической сцене Большого театра "Драгоценности" Джорджа Баланчина. Это балет в трех частях - "Изумруды", "Рубины", "Бриллианты" - на музыку трех разных композиторов. Большой - один из немногих театров в мире, который может позволить себе "полный комплект".
На Новой сцене Большого театра камерная опера П.И. Чайковского "Иоланта" в постановке Сергея Женовача. Вместе с ней звучит оркестровая сюита из "Щелкунчика" - хорошая возможность вновь, а может и впервые, расслышать музыку балета.
На Новой сцене Большого театра мировая премьера балета "Орландо" по модернистскому роману Вирджинии Вульф. По словам хореографа Кристиана Шпука, «"Орландо" дает именно то, что мне так импонирует как хореографу: он богат объемными, выразительными образами. Повествование больше походит на сон, чем на реальность. И в нем есть почти невесомая легкость и юмор».
Защищенный своим солидным возрастом, очаровывающий монументальной декоративностью, окруженный легендами, "Борис Годунов" Большого театра сегодня воспринимается как спектакль-миф, эталон советского "большого стиля". При этом он остается живым, современным и актуальным.
"Царскую невесту" Н.А. Римского-Корсакова определяют как самую певческую оперу композитора. Сам он справедливо полагал, что подобных по мелодичности и изяществу оперных ансамблей прежде не было. Большой театр возобновил знаменитую оперу в декорациях Федора Федоровского, созданных для спектакля 1966-го года.
В мировом балетном репертуаре не так много названий, которые можно с полным правом считать комедией. В Большом театре премьера балета "Коппелия" прошла 12 марта 2009 г. Получился спектакль, который с любовью и пониманием представляет балет таким, каким он был когда-то, до ХХ века.
На Исторической сцене Большого театра балет "Анна Каренина". Хореограф-постановщик Джон Ноймайер, знаток и ценитель русской культуры. Он не просто переводчик большой литературы на язык музыки и хореографии. Ноймайер предлагает трактовки и интерпретации, расширяющие наши представления о произведении.
Не так давно Большой театр представил новую версию оперы Джакомо Пуччини "Богема". По мнению театра, пришла пора "Богему", одну из самых любимых публикой и артистами опер Пуччини, несколько омолодить. Оперу, в которой действует богемная молодежь, отдают в творческие руки молодых постановщиков.
"Искатели жемчуга" Жоржа Бизе на Камерной сцене Большого театра в постановке хорошего режиссера Владиславса Наставшевса, до этого известного по драматическим спектаклям - образец минимализма, строгости и неброского изящества, давно не виданного в театре.
На Исторической сцене Большого театра "Легенда о любви", один из лучших балетов советской эпохи. В основе хореографии Юрия Григоровича только классика, но очень своеобразно окрашенная, преломившая пластические мотивы персидских миниатюр. Музыка Арифа Меликова, либретто Назыма Хикмета и Юрия Григоровича.
На Новой сцене Большого театра балет "Ромео и Джульетта". Хореограф Алексей Ратманский поставил этот балет в Канаде в 2011 году, в Москве своя версия, а работы Алексея Ратманского всегда интересны. Зрителей ждет новое воплощение знаменитой трагедии Шекспира, в которой хореограф сделал особый акцент на психологическом рисунке ролей шекспировских героев.
На Исторической сцене Большого театра опера Рихарда Штрауса "Саломея" в постановке Клауса Гута. Это совместная постановка с Metropolitan Opera (США), но все премьерные показы достались Москве.
"Сильфида" - знаковое для балетного театра название. Во-первых, это самый старинный из сохранившихся классических балетов, во-вторых, именно с балета с таким названием ведет свое летоисчисление танец на пальцах, в-третьих, неслучайно балерина — первая балерина эпохи романтизма Мария Тальони — поднялась на пальцы именно в нем, ведь Сильфида — это дева воздуха.
"Светлый ручей" Дмитрий Шостаковича в хореографии Алексея Ратманского - самый веселый балет в репертуаре Большого театра, интересный как искушенным балетоманам, так и начинающим зрителям. Оказывается, балетные звезды - отличные драматические актеры. Почти как в кино.
"Онегин" Джона Крэнко уверенно входит в список хитов мирового балетного репертуара. Основанный в большей степени на либретто оперы, чем на романе Пушкина, поставленный на музыку Чайковского, хотя в нем нет ни такта из одноименной оперы, "Онегин" Крэнко по-прежнему любим не только публикой, но и артистами.