Адрес: Театральная площадь, д. 1. Метро "Театральная", "Охотный ряд". Телефон: +7 (495) 225-58-00 Информация:
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на использовании всех факторов развития: внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных. Как уже доказала история мирового музыкального театра, быстрое и устойчивое развитие театра может быть только тогда, когда он создает и показывает новые спектакли высокого художественного качества, сравнимые со спектаклями лучших мировых музыкальных центров. Для этого требуются и новые идеи, и новые подходы к творчеству, и новый уровень технологии создания спектаклей. За последние годы Большой театр доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата. Осуществлены постановки опер "Руслан и Людмила" Глинки, "Похождения повесы" Стравинского, "Игрок" и "Огненный ангел" Прокофьева, "Мазепа", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Хованщина" и "Борис Годунов" (вторая авторская редакция) Мусоргского, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, "Адриенна Лекуврер" Чилеа, "Сила судьбы", "Макбет" и "Фальстаф" Верди, "Летучий голландец" Вагнера, "Турандот" и "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Кармен" Бизе; балетов "Лебединое озеро" Чайковского, "Легенда о любви" Меликова, "Раймонда" Глазунова, "Светлый ручей", "Болт" и "Золотой век" Шостаковича, "Ромео и Джульетта" и "Золушка" Прокофьева, "Корсар" Адана, "Пламя Парижа" Асафьева, балетов Ролана Пети "Пиковая дама" и "Собор Парижской Богоматери", Джона Ноймайера - "Сон в летнюю ночь", одноактных балетов Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Твайлы Тарп, Кристофера Уилдона, современных российских хореографов. В начале XXI века после долгого перерыва театр стал включать в репертуар шедевры русских композиторов века ХХ, переосмысливая их уже как национальную классику. За последние годы Большой театр познакомил публику с операми "Игрок", "Огненный ангел", "Война и мир" и балетом "Золушка" Прокофьева, оперой "Леди Макбет Мценского уезда" и балетами "Светлый ручей", "Болт" и "Золотой век" Шостаковича. В год столетия со дня рождения Дмитрия Шостаковича (2006) Большой театр стал единственным театром в мире, на сцене которого идут все три балета великого композитора. Большой расширяет кругозор своей балетной труппы и ее зрителей, осваивая самые разные стили и направления - от неоклассики Баланчина до опусов "Терпсихоры в кроссовках" Твайлы Тарп - и заказывает новый балет одному из самых востребованных молодых хореографов мира - Кристоферу Уилдону. Именно в Большом театре впервые увидел свет рампы его балет "Misericordes". Не прекращая своей ежедневной деятельности, Большой театр осуществил ряд проектов просветительского характера: состоялась московская премьера "Песен Гурре" Шёнберга, концертное исполнение драматической легенды "Осуждение Фауста" Берлиоза, в камерных вечерах в Большом выступили выдающиеся солисты и ансамбли (15 концертов). Огромной популярностью стали пользоваться возрожденные выступления симфонического оркестра Большого театра на Новой сцене и сцене Большого зала Московской консерватории. Только за последние годы благодаря этим концертам слушатели могли познакомиться с искусством выдающихся дирижеров (Юрий Темирканов, Леопольд Хагер, Гюнтер Хербиг и др.) и солистов (Вальтрауд Майер, Ангела Деноке, Рикарда Мербет, Биргит Реммерт, Николай Луганский и др.)
* - Цена за один билет, включает услуги по резервированию и доставке, отличается от номинальной стоимости в зависимости от популярности мероприятия и доступности мест. Порядок возврата билетов описан здесь
В апреле на Новой сцене Большого театра состоялась премьера комической оперы Гаэтано Доницетти "Дон Паскуале" в постановке Тимофея Кулябина. По мнению главного дирижера ГАБТ Тугана Сохиева, опера Доницетти "Дон Паскуале" в постановке режиссера Тимофея Кулябина станет для Большого театра знаковой работой. "Дон Паскуале" - работа с молодой труппой, молодым режиссером. Мне кажется, это знаковая работа, от которой Большой театр может выиграть. В готовящейся версии оперы Доницетти действие происходит, как и прежде, в Италии, но в современном Риме. Традиционное определение "комическая опера" придется подкорректировать: тот факт, что композитор создавал партитуру перед самой кончиной, одиноким и больным, повлиял на концепцию. Для режиссера Тимофея Кулябина это комедия с двойным дном, а главный герой, по замыслу, чем-то похож на бедолагу Мальволио из шекспировской "Двенадцатой ночи" - над ним смеешься, но одновременно и сочувствуешь.
Автор: Гаэтано Доницетти
Режиссер: Режиссер-постановщик - Тимофей Кулябин
Продолжительность: 3 часа, с одним антрактом
Гаэтано Доницетти Опера в трех действиях Либретто Джованни Руффини по мотивам либретто Анджело Анелли "Сэр Марк Антонио" Дирижер-постановщик - Михал Клауза Режиссер-постановщик - Тимофей Кулябин Сценограф - Олег Головко Художник по костюмам - Галя Солодовникова Художник по свету - Денис Солнцев Главный хормейстер - Валерий Борисов Драматург - Илья Кухаренко Премьера состоялась 19 апреля 2016 года
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Действие происходит в Римском университете Святого Иеронима в наши дни.
Действие I Картина первая. Университет Знаменитый ученый и закоренелый холостяк Дон Паскуале накануне своего 70-летнего юбилея решает жениться. Он ждет доктора Малатесту, который, появившись, предлагает в качестве будущей избранницы свою сестру Софронию. Девушка воспитывалась в монастыре и полна добродетелей. Паскуале в нетерпении отправляет Малатесту за ней. Будущий счастливый муж ликует и спешит сообщить новость о своей женитьбе подчиненным и племяннику Эрнесто, с которым он находится в затяжном конфликте. Несмотря на угрозы дона Паскуале лишить племянника средств к существованию, и даже жениться самому, оставив его вовсе без наследства, Эрнесто наотрез отказывается от выгодной партии, которую ему нашел дядя. Эрнесто упорно настаивает на своей любви к бедной молодой вдове Норине. Новость о том, что женитьба Дона Паскуале не пустая угроза, приводит Эрнесто в смятение. Кроме того, он узнает от дяди, что его друг Малатеста его предал, поскольку он и есть устроитель дядиной помолвки. Дон Паскуале, оскорбленный упрямством и издевками племянника, лишает его содержания и прогоняет на все четыре стороны.
Картина вторая. В доме Норины Норина коротает утро за чтением романтических историй, примеряя их на себя. Ей приносят записку от Эрнесто, который прощается с любимой, отправляясь на чужбину. Матримониальные планы молодой женщины летят под откос. Появляется Малатеста, который успокаивает расстроенную Норину и посвящает ее в детали нового плана: Норина должна выйти замуж за Дона Паскуале под видом простодушной и добродетельной Софронии. Кузен Малатесты Карлотто сыграет нотариуса. После того как фиктивный брачный контракт будет подписан, Норина должна устроить старику "веселую жизнь". Тогда есть шанс, что Паскуале одумается и согласится на свадьбу племянника с Нориной. Малатеста и Норина репетируют образ наивной и бесхитростной Софронии и обсуждают детали интриги.
Действие II Университет Эрнесто прощается с alma mater, в которой прошли его детство и юность, и пишет очередное прощальное письмо возлюбленной. Дон Паскуале готовится к смотринам. Малатеста приводит Норину под видом стеснительной Софронии. Дон Паскуале очарован и просит Малатесту немедленно послать за нотариусом, чтобы заключить брак. Появляется "нотариус" - переодетый кузен Карлотто. На радостях Дон Паскуале отдает будущей жене половину состояния и делает ее единоличной и полноправной хозяйкой своих владений. В момент подписания контракта в зал врывается Эрнесто, пришедший попрощаться с дядей. Он ошеломлен, обнаружив, что невеста и есть Норина: Малатеста, считая, что Эрнесто уже уехал, не оповестил друга. Теперь приходится тайком быстро вводить его в курс дела. В итоге Малатеста заставляет Эрнесто подписать брачный контракт Паскуале и "Софронии" в качестве недостающего свидетеля. После того как все формальности исполнены, Норина преображается. Она резко заявляет о своих правах хозяйки и ставит на место Дона Паскуале. Затем созывает всех его подчиненных и начинает раздавать абсурдные приказы. Сотрудники университета растеряны, но подчиняются. Дон Паскуале обескуражен метаморфозой невесты и ощущает себя обманутым. Но контракт уже подписан.
Действие III Картина первая. Университет Норина и Малатеста радикально изменили сценарий предстоящего юбилейного празднества в честь Дона Паскуале. Полным ходом идет подготовка новой программы торжеств. Университетское сообщество изумленно наблюдает за происходящим. Дон Паскуале вынужден оплачивать многочисленные счета. Он замечает Софронию-Норину, покидающую здание в вечернем платье. Несмотря на все скандалы, он все же надеется в первую брачную ночь наладить отношения с молодой женой. Паскуале делает попытку остановить супругу, но в ответ получает сначала издевки, а затем и пощечину. Он в отчаянии. Софрония-Норина уходит, незаметно подбрасывая записку от вымышленного влюбленного о назначенном вечером свидании. Дон Паскуале вне себя от ревности. Коллеги Дона Паскуале обсуждают новые порядки и постоянные ссоры между супругами. Малатеста отправляет Эрнесто в сад, играть мнимого любовника Софронии на свидании. Следом появляется опустошенный и раздавленный Дон Паскуале. Он жалуется Малатесте на жестокость и грубость Софронии. Более того, обвиняет ее в супружеской измене и хочет поймать жену на месте преступления, а затем вызвать полицию. Малатеста утешает Дона Паскуале, и уговаривает его не предавать измену огласке. Если Софронию удастся уличить, то можно будет тихо потребовать развода. Дон Паскуале соглашается с этим планом, который должен принести ему отмщение и избавление.
Картина вторая. "Сад" Эрнесто под видом неизвестного любовника Софронии поет серенаду. Затем они вместе с Нориной воркуют в любовном дуэте, чтобы привлечь внимание Дона Паскуале. Эрнесто скрывается. Дон Паскуале намерен застать жену с любовником, но к его приходу Софрония-Норина уже одна. Она гневно отвергает и все его обвинения, и требования развода. Дон Паскуале в отчаянии и готов на все, лишь бы избавиться от брачных уз. Малатеста вызывается помочь, при условии, что ему будет предоставлен карт-бланш. Малатеста в присутствии Дона Паскуале угрожает Софронии тем, что скоро ей придется делить полномочия хозяйки дома с другой женщиной - Нориной, на которой вскоре женится Эрнесто. Софрония негодует и теперь сама требует развода. Ради этого Паскуале теперь готов не только немедленно устроить свадьбу племянника, но и выделить молодым внушительную ренту. Он зовет Эрнесто и требует тотчас же сыграть свадьбу с Нориной. Появляется Эрнесто. Вместе с Нориной и Малатестой они признаются в обмане. Дон Паскуале с облегчением узнает, что весь его брак - фальшивка, а Норина и Софрония - одна и та же женщина. Он прощает всех и желает влюбленным счастья.